Эволюция права



Наследование как универсальное посмертное  правопреемство на имущество умершего в истории человечества возникло далеко не сразу. Однако как наследование, так и наследство играло большую роль в культурном развитии стран и народов.

На заре развития человечества имущество, принадлежащее умершему, рассматривалось примитивными обществами как  бесхозяйное, а это значит, ничье. Им мог завладеть любой и каждый.

Римское право  провозглашает, что понятие воровства неприменимо к захвату наследственного имущества. Считалось, что пока оно не принято наследниками, оно еще ничье.

Но уже в древности люди поняли, что родственники умершего должны иметь преимущественное право  на завладение оставшимся имуществом.

Поскольку в древности не было индивидуальной собственности на землю, так как она принадлежала роду или племени, поэтому смерть отдельного домохозяина не означала наступления безхозяйственности того земельного надела, который он обрабатывал. В данном случае менялись только лица, имеющие право на пользование недвижимым имуществом.

Когда в древние времена возникла идея наследования, оно рассматривалось только как наследование по закону, и предполагался переход имущества к  членам семьи.

Однако постепенно пришла идея прижизненного волеизъявления собственника, которым он мог  определить свой порядок наследования нажитого им  имущества.

Чаще всего имелось в виду распоряжение отца о разделе семейного имущества между детьми – его законными наследниками.

Однако был и другой способ распоряжения – усыновление будущего наследника.

В дальнейшем с развитием религии из имущества умершего стали назначаться частичные выдачи (легаты) в пользу церкви.

У некоторых народов в случае отступления от обычных установленных норм наследования требовалось  согласие всей общины.

Свобода завещательных распоряжений допускалась легче в отношении движимого имущества и труднее в отношении недвижимого.

Например, в германском праве недвижимое имущество должно было перейти только к прямым наследникам, и на него даже не распространялась обязанность по погашению долгов умершего.

 

За весь  период развития человечества от древнего мира до наших дней огромную роль  в развитии наследственного права в разных странах сыграло культурное развитие, экономический и политический строй, а также  религия.

В результате эволюции права в настоящее время в мире существует восемь правовых систем:

  • Романо-германская (континентальная)
  • Англосаксонская
  • Мусульманская
  • Иудаитская
  • Каноническая
  • Индуистская
  • Дальневосточная
  • Африканская

Помимо систем, выросших на почве религиозных культур, доминирующими являются две крупнейшие юридические системы:

 

Романо-германская

Англо-саксонская

Распространение

охватывает все страны европейского континента, исключая  Англию, Ирландию.:

Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Дания, Испания, Исландия, Италия, Люксембург, Монако, Норвегия, Португалия, Россия, Франция, Финляндия, Швейцария, Швеция.

Все восточно-европейские страны.

Испаноязычные страны Латинской Америки, североамериканский штат Луизиана, канадский Квебек.

Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Нигерия, некоторые страны Южно-Африканской Республики.

Источники возникновения

Исходит из Римского права

Основывается на результатах правового развития

в Англии и США.

Источники права

Конституция,

основной Закон страны

Судебный прецедент

 

В странах Романо-германской правовой системы, во главе всего стоит основной Закон страны, Конституция. И в любой ситуации юристы находят применимую к конкретному случаю норму права. Это относится к положениям, как гражданских, так и процессуальных норм права.

 

В странах системы Англосаксонского права, наоборот, в качестве источника права, используют судебный прецедент. Суды решают дела, руководствуясь не законами, а предшествующим решением высшего суда страны по аналогичному делу.

 

Самой значительной, основанной на религиозных нормах, является мусульманская правовая система, в основу которой  положены законы шариата.

Шариат является орудием вторжения религии в широкие сферы повседневной жизни, быта верующих.

Главными источниками шариата согласно исламским традициям являются Коран и сунна, и все прочие источники не должны им противоречить. Поэтому мусульманские правоведы ограничены в своих действиях и самостоятельно могут решать юридические вопросы на основании других источников, только если по данным вопросам нет указаний в Коране и сунне.

Однако в любом случае их решения не должны противоречить «духу и букве» Корана и сунны. В то же время, поскольку в Коране и сунне нет ответов на многие вопросы, касающиеся регулирования жизни общины верующих, именно шариату принадлежит главное место в решении этих вопросов.

Аналогов мусульманского права нет ни в одной из других религиозных законодательных системах.

 

 



Понравилась публикация?Поделитесь в соц. сетях!!!

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Подписчиков: